Экотаж (экологический саботаж) можно толковать как повреждение оборудования и техники, призванные сделать экологически вредные действия экономическими невыгодными. Идеологами экотажа (monkeywrenching – что дословно переводится как действия гаечным ключом) являются американский писатель и экофилософ Эдвард Эбби и организатор американской радикальной экологической группы “Прежде Земля!” Дейв Формэн. Необходимость экотажа они объясняют тем, что в современном прагматическом и экологически бесправном обществе “рыночной экономики” природоохранные проблемы редко удается решить правовым путем или при помощи аргументации. Поэтому защитники дикой природы должны идти на крайние меры. Это – акты природоохранного гражданского неповиновения типа блокирования лесных дорог, сидения на деревьях, приговоренных к рубке, уничтожение охотничьих и рыболовных снастей, выдергивание геодезических знаков, перекапывание дорог, шипование деревьев и дорог, поломка рекламных щитов, оборудования и землеройной техники и т. п.
Поборники экотажа называют его как “последний шаг в защиту дикой природы, намеренное действие, предпринимаемое защитником дикой природы, когда все другие меры потерпели неудачу: этот процесс, посредством которого защитник дикой природы сам становится этой дикой природой, действующий в свою защиту”.
Экотаж – один из излюбленных приемов радикальных природоохранных организаций. Термин “радикальная охрана природы” внутри радикального крыла природоохранного движения охватывает как радикализм философии охраны природы, так и радикализм тактики и действий, средств и способов, которыми эта философия воплощается в жизнь. Радикальная природоохрана часто противостоит умеренной или реформистской. Радикалы понимают это отличие так: умеренные деятели охраны природы полагают, что человечество может разрешить экологический кризис путем совершенствования своего антропоцентрического отношения к природе, реформирования законов, правительственной политики, корпоративного поведения и личного жизненного уклада таким образом, чтобы сделать их более лояльными к защите природы. Никакие фундаментальные перемены в отношении человеческих ценностей, социальных, политических или экономических структур не требуются для того, чтобы добиться гармонии человека с природой. Радикалы с этим не согласны: они считают, что необходимы глубокие и системные перемены в философии и тактике, если мы хотим защитить природу.
Таким образом, радикальная охрана природы – это: а) фундаментальная трактовка идеи дикой природы (этики дикой природы), которая поддерживается глубинной экологией, биоцентризмом и экоцентризмом и считает спасение дикой природы и ее видов центром бескомпромиссных политических акций; б) активистская ориентация, которая переносит акцент с экофилософии на необщепринятую технику прямого непосредственного действия – гражданского неповиновения, экотажа; эта тактика имеет целью сохранение и восстановление дикой природы и ее видов; в) социальная и политическая философия анархизма и биорегионализма, защищающая ненасильственные природоохранные методы и новые формы экологического образа жизни; г) экологический феминизм, направленный на реформирование патриархального способа жизни и покорения природы; д) социальная экология как философия децентрализации социальных и экономических отношений.
Теперь предоставим слово Дейву Формэну (его текст несколько адаптирован редакцией ГЭЖа).
Настало время, когда мы должны действовать героически, подчеркнуто незаконно в защиту дикой природы, быть способными бросить гаечный ключ в привод машины, разрушающий природное многообразие. Экотаж (monkeywrenching) может оказаться действенным в прекращении вырубки лесов, дорожного строительства, чрезмерного выпаса скота, добычи нефти, газа, других полезных ископаемых, строительства плотин, линий электропередач, развития лыжных курортов и других форм уничтожения дикой природы.
Экотаж имеет следующие принципы.
1. Экотаж — ненасильственное сопротивление уничтожению естественного многообразия дикой природы. Он не имеет целью нанесение вреда людям или другим формам жизни. Он направлен против неодушевленных машин и инструментов. Всегда должны приниматься меры безопасности во избежание любой угрозы другим людям и самим активистам движения.
2. У экотажа не может быть никакого централизованного направления или руководства. Любой тип сети подвержен риску инфильтрации и проникновению агентов-провокаторов.
3. Экотаж осуществляется отдельными лицами или очень малыми группами людей, которые годами знают друг друга. Чем больше вовлекается людей, тем выше опасность болтовни и провала.
4. Защитники дикой природы должны четко выбирать свою цель. Беспорядочный вандализм антипродуктивен. Необходимо выбрать, что является наиболее уязвимой точкой проекта, уничтожающего дикую природу и нанести удар именно там. Бессмысленный экотаж ведет к потере общественной симпатии.
5. Экотаж осуществляется в строго надлежащее время и в строго надлежащем месте. Защитник дикой природы должен тщательно взвесить: экотаж поможет защитить данный участок дикой природы или помешает этому. Так, например, экотаж не стоит осуществлять, когда проводится ненасильственный экологический акт гражданского неповиновения (блокада и т. п.), ибо участников блокады могут обвинить в экотаже.
6. Идеолог экотажа Эдвард Эбби писал: “Наслаждайтесь, соратники, наслаждайтесь”. По его мнению, экотаж, несмотря на то, что это довольно серьезная и опасная деятельность, может иметь и развлекательные моменты.
7. Экотаж — не революционная деятельность. Она не имеет целью свержение какой-либо социальной, политической или экономической системы. Это просто ненасильственная самозащита дикой природы. Экотаж не предполагает использование взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и других опасных средств.
8. Экотаж — это простая деятельность. Самыми эффективными средствами для того, чтобы остановить разрушение дикой природы, обычно оказываются самые простые способы — шипование деревьев, перекапывание и шипование дорог.
9. Экотаж — намеренная и этичная деятельность. Его участники осознают важность того, что делают. Они намеренно предпринимают такой серьезный шаг. Они вдумчивы. Они — воины, хотя их деятельность ненасильственна. Они подвергаются опасности возможного ареста или травмы. Экотаж — не случайное и легкомысленное дело. Они идут на него с чистым сердцем и ясным умом. Они помнят, что занимаются самым нравственным делом: защитой жизни, защитой дикой природы.
Если лесорубы будут знать, что эти деревья в лесу зашипованы — они оставят их в покое. Если автомобилисты будут знать, что здесь есть опасность проколоть шину, они не поедут в данный участок дикой природы.
Джон Мюир как-то сказал, что если когда-нибудь начнется война между видами, то он будет воевать на стороне медведей. Этот день настал.